Цифровая электричка — Росбалт

Современный электропоезд «Иволга»

Будущее пассажирских перевозок — это поезда без машинистов, биометрические данные вместо проездных билетов, и интеграция электропоездов в единую транспортную сеть с удобными пересадками на другие виды транспорта по одному билету. Современные тренды развития пассажирского пригородного транспорта завтра, через 10 и даже 30 лет, обсудили российские и иностранные эксперты, участники отраслевой конференции «Urban Transport. Цифровизация городских и пригородных перевозок», которая прошла в рамках XII Международного форума и выставки «Транспорт России». 

Что такое цифровизация на транспорте? Умная инфраструктура — камеры, датчики — дает возможность настраивать эффективную работу транспортных систем, оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях, управлять потоками транспорта и пассажиров. Умные машины общаются не только с человеком, но и обмениваются информацией друг с другом. Все показания датчиков в режиме онлайн передаются в ситуационные центры, которые принимают решения на основе анализа больших данных. Приложения для смартфонов позволяют быстро спланировать удобный маршрут и купить билет с телефона. Все виды транспорта интегрированы в единую сеть с одним общим билетом.

Российский транспорт тоже трансформируется под влиянием мировых трендов и запросов пассажиров. По словам главы РЖД Олега Белозерова, в рамках цифровизации компания видит для себя два направления. Это «внешний контур», где «мы с использованием цифры хотим предоставлять новые продукты и привлекать новых клиентов». Второе направление — это оптимизация внутренних процессов и процедур. Цифровые технологии, удобные сервисы для пассажиров, которые внедряет РЖД, Департамент транспорта Москвы и основные перевозчики, в корне меняют восприятие транспорта не только столицы, но и пригорода. Как отметил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, «был проведен ряд аналитических исследований, которые показывают, что общее мнение пассажиров о работе транспорта, в том числе в сфере железнодорожных перевозок значительно улучшилось и доверие к данному виду сообщения стало значительно выше».

Сегодня пригородные железнодорожные перевозки становятся эффективным, удобным и конкурентоспособным способом передвижения из области в столицу и обратно. Значимым фактором в этом стала ориентация на повышение качества предоставляемых услуг и внедрение новых сервисов со стороны перевозчиков.  

«Запросы, которые мы получаем от пассажиров, дают понять, что без цифровых подходов к перевозкам сегодня не обойтись», — отметил в ходе конференции начальник управления информационных технологий  ЦППК Игорь Евдокимов. По его словам, в начале 2018 года компания полностью модернизировала систему продаж и сформировала единую цифровую платформу, на которой в любой момент можно создать любой сервис. За проект модернизации транзакционной системы обработки пригородных проездных документов ЦППК получила премию CNews Awards 2018.

Новое программное обеспечение позволило объединить все существующие и развивающиеся бизнес-процессы компании. Оно работает почти на 20 моделях устройств и поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей: «Тройка», «Стрелка», социальные карты Москвы и Московской области, электронные транспортные требования РЖД, банковские карты. Модернизация позволяет организовать бесперебойную работу всей билетной инфраструктуры крупнейшего пригородного перевозчика в 11 регионах России, а это больше 2 тыс. турникетов, 1440 остановочных пунктов. Ежедневно билетной инфраструктурой компании пользуются почти 2 млн пассажиров.

«Открытая архитектура дает возможность развивать систему и оперативно создавать новые пассажирские сервисы», — отмечает Евдокимов. Например, в сентябре этого года компания дополнила свое мобильное приложение возможностью купить билет. Из новых трендов билетного сервиса — пропуск пассажиров через турникеты по их биометрическим данным. Пока проводятся лишь эксперименты, но в случае положительных результатов, опыт может быть взят на вооружение.

Существует отдельный пласт цифровизации транспорта, который зачастую остается невиден пассажирам, однако, по сути, является системообразующим — телематика. Ее базовым элементом является ситуационно-аналитический центр, в котором собирается вся необходимая информация о состоянии транспортных средств, их местонахождении, получаемая онлайн при помощи установленных датчиков. Таким образом, появляется возможность управлять нештатными ситуациями, анализировать опоздания и корректировать движение, своевременно информировать о задержках пассажиров. «Используя эту информацию, мы построили систему, которая в том числе сама планирует ремонт подвижного состава. Благодаря показаниям датчиков, мы понимаем, в каком состоянии поезд, еще до того, как он прибыл в депо. Там уже знают, что нужно делать», — объясняет Игорь Евдокимов. В перспективе, говорят эксперты, данная система позволит в целом изменить подход к ремонту подвижного состава.

Ряд новых сервисов планируют внедрить в рамках будущего проекта «Московские центральные диаметры», первые два направления которого начнут действовать уже в конце 2019 — начале 2020 года. Реализацией проекта занимается Правительство Москвы, Правительство Московской области, Министерство транспорта РФ, ОАО «РЖД»,  АО «Центральная ППК» и ГУП «Московский метрополитен».

Как рассказал в своем докладе директор Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем РУТ (МИИТ) Олег Покусаев, «внутри города появится железнодорожный транспорт, интегрированный в единую билетную сеть. Предполагается, что на МЦД будет действовать карта „Тройка“. Это будет выгодно пассажирам и удобно с точки зрения использования», — отметил он.

При помощи МЦД пассажиры получат возможность беспрепятственно доезжать из области в Москву и передвигаться внутри столицы, а с учетом того, что поезда будут ходить в тактовом режиме, удобство таких поездок повышается многократно. Перевозить пассажиров будут современные поезда «Иволга». Вагоны и остановки маршрутов также будут включены в цифровую инфраструктуру: электронные информационные табло, повсеместный доступ к беспроводному интернету, возможность подзарядки мобильных гаджетов — все это далеко неполный список.

Отдельно необходимо упомянуть о новой системе подсчета пассажиров, которая также будет реализована на МЦД. По словам Ильи Зотова, подсчет пассажиров крайне важен, поскольку благодаря ему будет возможно выстраивать удобное тактовое расписание. Кроме того, будет четкое понимание по реальному количеству пассажиров.

По мнению директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константина Трофименко, пассажиры в результате цифровизации получат удобную программу в смартфоне, которая позволит спланировать поездку не только с учетом времени и стоимости, но и с учетом всех возможностей, включая прокат велосипедов и самокатов. Каждый сможет выбрать ежемесячный абонемент, который соответствует его предпочтениям. Например, сервисный пакет «Студент» — по аналогии с тарифами мобильных операторов. «В будущем все возможные поставщики услуг будут иметь общие системы взаиморасчетов, обмена информацией, кибербезопасности. Но пока эти вопросы нам только предстоит решить», — считает эксперт.

В рамках конференции также много говорили о беспилотном железнодорожном транспорте, который рано или поздно придет в Россию. Для этого будет необходимо развивать искусственное зрение, организовывать систему датчиков, определяющих техническое состояние, погоду, степень разрушения инфраструктуры, настраивать систему безопасности и реагирования в экстренных ситуациях, в случае, если пешеход внезапно выскочит на пути. Все эти технологии и программы так или иначе уже существуют. Дело остается за малым — внедрить их в нашу жизнь, которая благодаря цифровым технологиям становится значительно проще. И, возможно, совсем вскоре вы уже совершенно не удивитесь, не увидев в кабине поезда машиниста.

Дарья Истомина

 

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женская Энергия