В Оренбургской области продолжается противостояние двух крупных агрокомпаний — нижегородской ГК «НМЖК» и ростовского АО «АСТОН». Компании борются за право построить в городе Бузулук предприятие по переработке подсолнечника. НМЖК готова построить крупнейший в России комплекс по глубокой переработке подсолнечника с маслоэкстракционным заводом и линиями по производству майонезов, соусов и фасованного растительного масла. Проект АСТОН предусматривает строительство только маслоэкстракционного завода и вывоз масла из области. НМЖК призывает провести конкурс или торги, так как реализован может быть только один проект — для двух в регионе нет сырья. Правительство Оренбургской области в то же время утверждает, что вопрос выбора инвестора в области не стоит — сырья хватит и для двух заводов. Один из ведущих российских экспертов в области сельского хозяйства, генеральный директор Института Конъюнктуры Аграрного Рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько с цифрами доказывает несостоятельность этой позиции.
В интервью «Московскому комсомольцу» Дмитрий Рылько рассказал, что при реализации двух проектов предприятиям придется столкнуться с дефицитом сырья, а это в результате приведет к серьезным экономическим потерям. «Производимого в регионе подсолнечника хватит в лучшем случае для обеспечения только одного проекта. Реализация двух приведет к недозагрузке и простою построенных мощностей. Косвенными результатами такого варианта будут не только бесполезные неокупаемые инвестиции, но и необоснованный рост цен на масличное сырье и как следствие рост цен на производимую готовую продукцию — подсолнечное масло и шрот», — полагает эксперт.
Рылько отмечает, что в Оренбургской области закупают подсолнечник четыре основные компании-переработчики семян: НМЖК, НЭФИС, Русагро и Сигма. Все они имеют как элеваторы в Оренбуржье, так перерабатывающие мощности в соседних регионах. Любой новый проект в области даже с учетом высокой урожайности масличных культур может рассчитывать максимум на 670 тыс. тонн местного сырья, чего недостаточно для полной загрузки даже одного нового комплекса. При этом максимальный объем ввозимого из соседних регионов подсолнечника может составлять от 200 до 300 тысяч тонн. Этот предел определяется как логистическими ограничениями, так и наличием своих предприятий по переработке подсолнечника в соседних областях — предприятий таких гигантов, как Русагро, Сигма и НЭФИС.
«Обоснована реализация в Оренбурге только одного проекта с мощностью переработки до 1 млн тонн в год. На месте любого инвестора я бы, пожалуй, ограничился еще меньшей мощностью завода. Рассматривать два проекта с суммарным объемом переработки сырья в 2 млн тонн — абсурдно», — отмечает эксперт. По его мнению, ошибки в прогнозах и планировании заведомо приведут к значительным экономическим потерям как бизнеса, так и региона.
Рылько называет невозможным и наращивание объема производимого в Оренбургской области подсолнечника. Для сохранения плодородия почвы и снижения рисков ее заражения опасными сорняками доля подсолнечника в севообороте не должна превышать 25%. А сельхозпредприятия региона либо подошли к этой отметке вплотную, либо существенно превысили все возможные научно-обоснованные нормы. Таким образом, нужно не наращивать, а снижать объемы производства подсолнечника.
Как правительство региона собирается выбирать между проектами двух крупных инвесторов с учетом ситуации с сырьем в Оренбуржье? Будет ли проводиться конкурс или торги, как будет обеспечиваться прозрачная конкурентная процедура? «Росбалт» направил запрос в пресс-службу губернатора Оренбургской области Дениса Паслера с целью получить ответы на эти вопросы. Редакция получила ответ за подписью заместителя министра региональной и информационной политики Оренбургской области Инны Аверковой. «Объема семян подсолнечника, выращиваемого в Оренбургской, Самарской и Саратовской областях, достаточно, чтобы загрузить два предприятия. В связи с этим перед правительством Оренбургской области не стоит вопрос выбора одного из инвесторов — АСТОН или НМЖК. Регион предоставляет возможность обеим компаниям реализовать проекты на своей территории», — утверждает замминистра.
Нельзя не задаться целым рядом вопросов: почему взгляды на одну и ту же ситуацию у экспертов и у правительства Оренбургской области кардинально отличаются? Администрация области не владеет информацией по обеспеченности сырьем региона? Почему правительство региона всеми силами уклоняется от проведения стандартной, в общем-то, процедуры выбора между двумя претендентами и пытается усидеть на двух стульях? Какими критериями руководствуется администрация области, если прямое сравнение проектов по объему инвестиций, налоговых отчислений, созданных рабочих мест даже не рассматривается как вариант решения проблемы? Ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от администрации области.
Сергей Петров
Источник: